ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Образовательный стандарт – обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, средства обучения и контроля.
В Российской Федерации Федеральный компонент государственного образовательного стандарта был введен в 2004 (утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 № 1089). Формирование новой модели российской школы потребовало создания нового поколения государственных образовательных стандартов (Федеральный государственный образовательный стандарт).
В настоящее время введены в действие стандарты:
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, образования.
В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований:
Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, в стандарте определены виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу определенного уровня обучения.
Стандарт определяет требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД).
Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Реализация программы формирования УУД - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта..
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС НОО, ООО, СОО) конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.
Внеурочная деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся. Внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности с учетом пожеланий обучающихся. Основными целями внеурочной деятельности в контексте ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования (статья 10 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»):
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование (1-4 классы);
3) основное общее образование (5-9 классы);
4) среднее общее образование (10-11 классы).
В ФГКОУ СОШ №162 реализуются:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) (Одобрен решением от 31 мая 2021 г. № 286)
копия ФГОС НОО
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 5-7 классы
(Одобрен решением от 31 мая 2021 г. № 287).
копия ФГОС ООО
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в 10-11 классах (Одобрен решением от 12 августа 2022 г. № 732).